Иеромонах Мелитон (Присада) — как найти ключик к слепоглухому ребенку?

Иеромонах Мелитон (Присада) — как найти ключик к слепоглухому ребенку?
Восьмой год насельник Троице-Сергиевой лавры иеромонах Мелитон (Присада) окормляет Сергиево-Посадский интернат для слепоглухонемых детей. В интервью Правмиру он рассказал о своем пути к Богу и работе с детьми.

Иеромонах Мелитон (Присада) родился в 1974 году в Бресте. Окончил факультет детской психологии и дефектологии Брестского педагогического института. Год служил в армии, три года проработал в школе дефектологом. В 1999 году поступил в Московскую духовную семинарию. В 2004 принял постриг и рукоположен в иеродиакона, в 2005 — в иеромонаха. С сентября 2005 настоятель храма прп. Сергия Радонежского в интернате для слепоглухих детей.
Интерес к человеку

— Отец Мелитон, до семинарии вы закончили факультет дефектологии. Мужчины редко выбирают эту специальность. Что привело вас туда?

— Любознательность. Я с шести лет занимался спортом, ездил на соревнования, общался с разными людьми, и это пробудило во мне интерес вообще к человеку, человеческим чувствам, переживаниям. А когда учился в старших классах, в начале девяностых, появилось много книг и статей на духовные темы, 70 лет считавшиеся запретными.

К концу школы я мог поступить в физкультурный, но именно потому, что всерьез интересовался душой, выбрал факультет детской психологии и дефектологии.

 — Вы тогда еще не были воцерковлены?

— Как раз первые годы учебы в институте совпали с активным воцерковлением. Духовные поиски начались еще в школе, и поначалу меня, как и многих, больше привлекали восточные религии, казалось, что именно они помогут мне понять человека во всей глубине и полноте.

Но моя учительница французского языка, увидев мой интерес к Востоку, дала почитать книгу отца Серафима (Роуза) «Православие и религия будущего». С этой книжки в 11 классе и началось мое знакомство с Православием. В классе сложился круг друзей-единомышленников — мы вместе искали и, хотя поступили в разные вузы, продолжали общаться и вместе начали воцерковляться, паломничали по святым местам. И даже окормляться стали в одном приходе — у отца Евгения Семенюка.

 — Не разочаровались в психологии? Сейчас страсти поутихли, а еще лет десять назад многие спорили, совместимо ли христианство с психологией и вообще можно ли считать психологию наукой.

— Разочарования не было. Наоборот, параллельное чтение святых отцов и изучение классической психологии побуждало к анализу, сравнениям, помогало отфильтровать книги по психологии, отделить в них пшеницу от плевел. Но до таких крайностей, чтобы отрицать всю психологию, не считать ее наукой, я не доходил.

Преподаватели с пониманием и уважением относились к моему воцерковлению. С преподавательницей теории религии и свободомыслия мы дружили, общались не только во время занятий. Она была атеисткой, но интересовалась моими поисками, а я — ее взглядами, аргументами. А декан, узнав, что я много езжу по монастырям, попросил меня найти информацию о его дедушке — митрополите Питириме, скончавшемся в 1961 году. Я еще не знал, куда обращаться по таким вопросам, писал письма в разные церковные издания, и нашел нужную информацию.

Сам декан был атеист, но и о своих духовных корнях вспомнил, и к моим поездкам по монастырям благосклонно относился.

Вот в армии, где я год служил после института (а тогда, в 1996–1997 годах, в белорусской армии еще не было военных капелланов), моя вера получила более серьезную закалку.
Из школьных дефектологов — в семинаристы

После армии три года работал в школе психологом и дефектологом и одновременно преподавал в воскресной школе в монастыре Афанасия Брестского. Уже понимал, что хочу служить в Церкви. Еще во время учебы были мысли уйти в монастырь, но родители удержали. Сказали: закончишь институт, отслужишь армию, отдашь государству долг — отработаешь три года, а потом выбирай.


Ольга Патрий возле иконы святителя Нектария Эгинского

Я и выбрал. На третьем году работы послали меня в Минск на курсы повышения квалификации. Как раз тогда в Минске открылись первые курсы по религиоведению. И я до обеда ходил на курсы по дефектологии, на которые меня и командировали, а после обеда, уже по собственному желанию — на курсы по религиоведению. Вернулся в Брест в апреле и сказал директору, что так хорошо повысил квалификацию, что буду поступать в семинарию.

Удивил его. Не все меня поняли, но духовник, отец Евгений, поддержал, причем посоветовал поступать именно в Московскую семинарию, так как сам там учился. Родители уже не препятствовали, поскольку сами постепенно воцерковились и еще во время моей учебы в институте обвенчались.

Когда закончился учебный год, уволился с работы, и у меня всего месяц оставался на подготовку к экзаменам. Кстати, готовила меня Ирина Константиновна, моя школьная учительница французского, о которой я рассказывал. Она сразу поддержала меня. По милости Божьей поступил. Это было в 1999 году.

 — Еще в студенческие годы вы думали о монашестве. Не было сомнений, что это ваш путь?

— Почему же? Сомневался. И в студенческие годы, и когда работал в школе, возникали мысли о женитьбе. В семинарии тем более — там и иконописная, и регентская школа, было много талантливых, творческих и одновременно очень духовных девушек, но все-таки жажда чего-то большего перевесила душевные желания. По серьезным вопросам я обращался к архимандриту Кириллу (Павлову). И после третьего курса Успенским постом он благословил меня писать прошение о монашестве.

На четвертом курсе мне назначили послушание в педагогическом отделе — мы помогали детским учреждениям в Сергиевом Посаде. Польза, я считаю, была обоюдная — дети-сироты, инвалиды получали духовное окормление, а студенты проходили педагогическую практику, обретали навыки работы с детьми.


Т.И. Корсакова и бывший воспитанник Александр переводят воспитанникам богослужение
И снова к детям

В 2005 году неожиданно скончался иеромонах Зенон, окормлявший Сергиево-Посадский детский дом для слепоглухих. Хотя я был еще иеродиаконом, владыка Феогност — наместник Лавры — написал ректору академии владыке Евгению прошение о назначении меня настоятелем домового храма преподобного Сергия Радонежского в этом детском доме.


Храм при детском доме

Просьба была необычная. Дело в том, что я принял постриг в академии, а по давней лаврской традиции монахи, постриженные в монастыре, подчиняются наместнику, а в академии — ректору. И те, и другие проживают на территории Лавры, но есть такое административное разделение. Поэтому вопрос о моем назначении рассматривался полгода, но в итоге был решен положительно. 18 сентября 2005 года меня рукоположили в иеромонахи, седмицу я отслужил в академии, а 25 сентября служил свою первую литургию в интернате.

 — Педагогический опыт у вас был, но с глухонемыми пришлось работать впервые?

— Да. В институте у нас был краткий спецкурс по сурдопедагогике, но практическое ее применение для меня началось здесь, в интернате. Восьмой год продолжается спецкурс! Великим специалистом по дактилю и языку жестов не стал, но на том уровне, чтобы общаться с детьми, принимать у них исповедь, утешать их, освоил.

Слава Богу, в детском доме есть уникальный педагог — Татьяна Ивановна Корсакова. Она и рисует хорошо, и в совершенстве владеет дактилем и жестовым языком. Руководит там изостудией, а также ведет в воскресной школе основы православной культуры и Закон Божий, синхронно переводит богослужение. На службе ей помогает Александр — сам воспитанник этого интерната, глухонемой. После института он вернулся в родной интернат уже как педагог.


Т.И. Корсакова и бывший воспитанник Александр переводят воспитанникам богослужение

Вы, наверное, слышали и про другого уникального выпускника нашего интерната — Сергея Алексеевича Сироткина, кандидата философских наук, вице-президента Европейского союза глухонемых. В семидесятые годы ученые-психологи провели эксперимент, в результате которого четверо самых одаренных воспитанников интерната, в том числе Сергей Алексеевич, поступили в МГУ.

Но большинство воспитанников отстает в развитии. Сегодня из 230 детей только около пятнадцати человек осваивают стандартную учебную программу (разумеется, в рамках коррекционной педагогики). У них есть шансы поступить в вуз или приобрести надежную, востребованную специальность. С остальными, конечно, сложнее, но это тоже чада Божьи, которые многому меня учат.
Как понять внутренний мир слепых и глухонемых?

— Наверное, очень трудно понять внутренний мир слепого или глухонемого человека? Удается ли это вам?

— Не знаю, удается ли, но я стараюсь. Учусь, прежде всего, по-настоящему любить людей. Не жалеть как ущербных (часто инвалидов «любят» именно так), не считать себя выше, лучше, а видеть в них первозданный образ. Тогда по благодати Божией приходит взаимопонимание, а также понимание себя. Тщеславие, самомнение делает нас, зрячих, духовными слепцами: прежде всего, себя мы перестаем видеть такими, каковы на самом деле. Не чужая душа — потемки, как принято говорить, а своя. Только смиряясь, человек может в ней разобраться.

И желание познать себя, свою душу помогает и в общении со слепым человеком. Мне трудно передать словами, как это происходит, но открывается его внутренний мир. С глухонемыми сложнее — мир без звуков более скуден. Может быть, мне так кажется, потому что чаще приходится общаться с глухонемыми детьми, у которых есть и задержки психического развития, и легкая умственная отсталость. (У слепых, но слышащих воспитанников, интеллект, как правило, сохраннее). Нырнуть с такими детьми в разговор по душам, в духовную беседу непросто.

 — А все дети ходят в храм? Как вообще руководство относится к тому, что интернат окормляет священник?

— Наверное, если бы плохо относилось, меня бы здесь не было. Отец Зенон ездил сюда еще студентом, с 1994 года, он взрыхлил почву для сотрудничества. Я с негативным отношением в интернате не сталкивался. Многие сотрудники воцерковляются, дети приходят с воспитателями. Постоянно ходит на службу примерно 40–50 детей. Еще человек 50–60 — по большим праздникам. На Пасху бывает около 150 причастников: дети, воспитатели, прихожане.


Воспитанники-алтарники

Уже в первый год моего служения здесь домовый храм преподобного Сергия не вмещал всех желающих, стали думать о большем помещении. Наверное, по детским молитвам Господь послал нам благотворителей, благодаря которым мы смогли построить храм. Начинал его проектировать сотрудник Патриаршего архитектурно-реставрационного центра Лавры Антоний, но потом он принял постриг и стал насельником скита преподобного Сергия, иеродиаконом Киприаном, и завершил проектирование архитектор Вячеслав Николаевич Ижиков — инвалид-колясочник. Он все предусмотрел — у нас есть пандусы, колясочникам легко попасть в храм.

Сейчас полным ходом идет роспись храма. Как только его весь распишут, будем освящать, а пока служим на антиминсе.


Иконописец за работой

 — Ездите ли вы с детьми в паломнические поездки?

— Не со всеми, но с теми, у кого более-менее сохранный интеллект, мы объездили не только все крупные монастыри России, Золотое кольцо, но и за границей были: в Греции, Италии, на Святой Земле. Во время поездки в Грецию мальчики посещали Афон. Помогали нам и крупные компании, и просто находились люди, которые хотели сделать жизнь воспитанников интерната разнообразней, интересней.

Часто ездим на подворье в четырехстах километрах отсюда, на берегу Волги. Рядом лес! Катаемся с детьми на лодке, гуляем с ними по лесу, топим баню, печь, на лошадях они катаются. С одной стороны, развлечение детям, с другой стороны, приучаются они к труду: сами воду носят, дрова заготавливают, растапливают печь, весной огород пропалывают. Сельский быт — замечательная школа взросления, самостоятельности. Это не на всем готовом сидеть.
Встреча двадцать лет спустя

— Сегодня почти всем нам не хватает физических нагрузок, движения, и монахи — не исключение. А работая с детьми, надо быть в форме. Занимаетесь ли сегодня спортом? Вообще, пригодилось ли вам в монашеской жизни спортивное прошлое?

— Думаю, что да. Человек состоит из духа, души и тела. Пока душа от тела не отделилась, то есть пока живем на земле, надо воспитывать и душу, и тело. Понятно, что сегодня от меня не требуется такая подготовка, как от акробата, и я уже не смогу пройти на руках или сделать стойку на голове (а когда-то мог), но все же определенной физической выносливости мое послушание требует.


Воспитанник интерната читает Шестопсалмие по Брайлю

Да и любому священнику нужна хорошая физическая форма, и многие батюшки занимаются спортом. Одни просто для поддержания сил, другие детей тренируют — на лошадях их учат кататься или единоборства преподают. У меня другое послушание, а для поддержания себя в форме мне хватает купания на Гремячем источнике и работы на сельском подворье. Купаться на Гремячий ключ мы ездим все вместе — это в 20 километрах от Сергиева Посада, — окунаемся в холодную воду в любую пору года. А на спорт просто времени не хватает.

Спорт, безусловно, дисциплинирует человека, но может быть и неполезен, если думаешь только о победах и славе, возносишься, служишь только телу своему, плоти, а о душе забываешь. Но не спорт тому виной, а наши страсти: гордыня, тщеславие.

Кстати, три года назад мой тренер переехал из Белоруссии в Сергиев Посад. Мы не виделись 20 лет, он слышал, что я поступил в семинарию, принял постриг и остался здесь, но никаких контактов у нас не было. Его зовут Сергий, он уже в пенсионном возрасте стал воцерковляться и захотел помолиться у мощей своего небесного покровителя. И так случилось, что первый священник, с которым он встретился, был я.

Он остался здесь и теперь занимается лечебной физкультурой в трех детских учреждениях Сергиево-Посадского района. С шести до шестнадцати лет я проводил с этим человеком больше времени, чем с папой и мамой, он возил меня по всей стране на соревнования, а двадцать лет спустя он стал прихожанином храма, в котором я настоятель.

Переехала в Сергиев Посад и моя одноклассница, которая была свидетельницей на венчании моих родителей. Она работает воспитательницей в детском доме и помогает мне в храме. Есть еще две прихожанки, с которыми я знаком по Белоруссии. С одной из них, Маргаритой, вместе занимались акробатикой, а с другой, Натальей, учились в Минске на курсах повышения квалификации по дефектологии. Она тоже работает воспитательницей в детском доме и помогает в храме. Раньше или позже позвал Господь сюда, но собрал Он вокруг меня надежных и проверенных людей, которые во всем помогают мне, поддерживают все начинания.

 — Вы счастливый человек?

— Да! Каждый, кто нашел Бога, счастлив. Надо просто меньше обращать внимания на суету, распри, и вспоминать слова преподобного Амвросия Оптинского: «Знай себя и будет с тебя».

Полезная информация

Как человеку с инвалидностью получить квартиру

Как человеку с инвалидностью получить квартиру
Как человеку с инвалидностью получить квартиру К сожалению, в России люди с инвалидностью до сих пор являются наиболее незащищенной в социальном плане категорией людей: кто-то живет в стесненных условиях или в жилье, которое не приспособлено для лиц с определенными физическими ограничениями

Досрочная пенсия родителям детей-инвалидов с детства

Досрочная пенсия родителям детей-инвалидов с детства
Пенсионное обеспечение матерей и отцов инвалидов с детства регламентируется Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Матери имеют право на

Иеромонах Мелитон (Присада) — как найти ключик к слепоглухому ребенку?

Иеромонах Мелитон (Присада) — как найти ключик к слепоглухому ребенку?
Восьмой год насельник Троице-Сергиевой лавры иеромонах Мелитон (Присада) окормляет Сергиево-Посадский интернат для слепоглухонемых детей. В интервью Правмиру он рассказал о своем пути к Богу и работе с детьми.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 24 декабря 2010 г. N Д23-5333
Министерство экономического развития РФ рассмотрело обращение по вопросу предоставления земельного участка и сообщает. Общий порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности,
установлен ст. ст. 28 – 38 Земельного кодекса РФ.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ДАЮЩИХ ИНВАЛИДАМ, СТРАДАЮЩИМ ИМИ, ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ЖИЛУЮ ПЛОЩАДЬ

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ДАЮЩИХ ИНВАЛИДАМ, СТРАДАЮЩИМ ИМИ, ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ЖИЛУЮ ПЛОЩАДЬ
1. Активные формы туберкулеза всех органов и систем.
2. Психические заболевания, требующие обязательного диспансерного
наблюдения.
3. Трахеостома, каловые, мочевые и влагалищные свищи, пожизненная
нефростома, стома мочевого пузыря, не корригируемое хирургически
недержание мочи, противоестественный анус, пороки развития лица и черепа
с нарушением функций дыхания, жевания, глотания.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ДАЮЩИХ ИНВАЛИДАМ, СТРАДАЮЩИМ ИМИ, ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ЖИЛУЮ ПЛОЩАДЬ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2004 г. N 817
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
ЗАБОЛЕВАНИЙ, ДАЮЩИХ ИНВАЛИДАМ, СТРАДАЮЩИМ ИМИ,
ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ЖИЛУЮ ПЛОЩАДЬ
В соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации
постановляет:

Минимальный прожиточный минимум ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 20 октября 2011 г. N 200-р

Минимальный прожиточный минимум ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 октября 2011 г. N 200-рп
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ВЕЛИЧИНЫ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА НА IV КВАРТАЛ 2011 ГОДА
В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ
“О прожиточном минимуме в Российской Федерации”, Законом
Пермской области от 30 ноября 2004 г. N 1832-389 “О государственной социальной помощи в Пермском крае”, Законом Пермского края от 24 ноября 2006 г. N 32-КЗ “О потребительской корзине в Пермском крае”, на основании данных
Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю:

Меры социальной поддержки инвалидам Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”

Меры социальной поддержки инвалидам Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”
Статья 17. Обеспечение инвалидов жилой площадью Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОИМУЩИМ МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ И МАЛОИМУЩИМ СЕМЬЯМ

“УТВЕРЖДАЮ”
Постановлением Правительства Пермского края
от 06.07.2007 N 130-п
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОИМУЩИМ МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ И МАЛОИМУЩИМ СЕМЬЯМ
(в редакции Постановления Правительства ПК от 03.06.2011 N 329-п)


 

Меры социальной поддержки гражданам, имеющим детей, малоимущим и многодетным семьям 5 мая 1992 года N 431 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О МЕРАХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 N 250)

Меры социальной поддержки гражданам,
имеющим детей, малоимущим и многодетным
семьям
5 мая 1992 года N 431
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О МЕРАХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
(в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 N 250)
 

Меры социальной поддержки детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”

Меры социальной поддержки детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”
 

Льготы на образование Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании”

Льготы на образование
Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании”
 
Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные
учреждения
Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных
испытаний в государственные образовательные учреждения среднего
профессионального образования и государственные и муниципальные
образовательные учреждения высшего профессионального образования

Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”

Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ “Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”
 
Статья 26. Оказание юридической помощи гражданам РФ
1. Юридическая помощь гражданам РФ, среднедушевой доход семей
которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте
РФ в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко
проживающим гражданам РФ, доходы которых ниже указанной величины,
оказывается бесплатно в следующих случаях: